Какие канаты используются для швартовки судов?
Швартовые концы необходимы, чтобы притянуть и надежно прикрепить судно к причалу. Модификацию каната подбирают в зависимости от вида плавсредства — в качестве швартовых могут использоваться стальные, кевларовые, растительные и синтетические тросы. В изготовлении судового такелажа применяют гибкие, прочные и износостойкие волокна. На морском транспорте заслуженной популярностью пользуются полипропиленовые канаты, которые отличаются низкой ценой, легким весом и простотой в работе. Поговорим о достоинствах и недостатках тросов, которые сегодня применяются на флоте.
Стальные канаты
Тросы из стали подходят для швартовки тяжелых судов. Эти канаты изготавливают из оцинкованной стальной проволоки, способной выдержать нагрузки от 130 до 200 кгс/мм2. Антикоррозийное покрытие может быть с разной степенью защиты — тросы с маркировкой ЖС не ржавеют даже при длительном нахождении в морской воде. Если такой канат рвется, он не дает сильной отдачи назад или в сторону, а потому достаточно безопасен.
Недостатки стальных канатов:
- отличаются большим весом;
- боятся динамической нагрузки;
- требуют значительных усилий при работе;
- нуждаются в регулярной смазке.
Стальные канаты незаменимы там, где нагрузка распределяется плавно и равномерно. Поэтому стальные концы используются для швартовки крупнотоннажных судов —тяжелых барж, танкеров, кораблей ВМФ. Они не теряют своих свойств при высоких и низких температурах, не разрушаются под действием УФ-лучей.
Растительные тросы
В прошлом пеньковые, сизальские и манильские тросы применялись повсеместно. Сейчас их используют преимущественно для швартовки легкого водного транспорта — яхт, речных трамваев, маломерных судов. Растительные канаты относительно неплохо переносят динамические нагрузки, однако в шесть раз уступают по прочности тросам из стали. Они способны удлиняться при рывках, что и требуется для швартовых. Среди недостатков этого вида канатов — малый срок службы и необходимость в тщательном уходе. Мокрые концы требуют вымачивания в пресной воде и последующей просушки. Растительное волокно подвержено гниению и разрушается под действием кислот, нефтепродуктов и солнечной радиации.
Синтетические канаты
Тросы из синтетики существенно упрощают швартовку судов. Канаты из полиамида хорошо переносят рывковые нагрузки, не деформируются и служат в два раза дольше, чем пеньковые. Ранее для их изготовления применялся капрон, который становился хрупким при сильном морозе. Современные полиамиды переносят температуры от -60 до +60 °С, поэтому сегодня к их недостаткам можно отнести только способность к влагопоглощению и высокую стоимость.
Полипропиленовые тросы не тонут в воде, нечувствительны к кислотам и УФ-излучению, не впитывают влагу. Благодаря доступной стоимости они находят широкое применение в морском деле. Статические нагрузки полипропилен переносит хуже стали, а вот динамические — значительно лучше. Легкий материал удобен в работе и не нуждается в просушке. К минусам относят текучесть под нагрузкой и быстрый износ.
Полистил лишен вышеуказанных недостатков, так как при его изготовлении к полипропилену добавляют полиэтилен. Такой швартовый канат отличается прочностью, устойчивостью к истиранию и долгим сроком службы. Он также не тонет в воде, не намокает, хорошо пружинит и не боится солнечных лучей. Для применения в качестве швартовых полистиловые тросы могут изготавливаться с покрытыми и непокрытыми огонами.
«Яндекс Маркет» тестирует доставку из ПВЗ
На МБ начал работать первый инвестфонд с выплатами каждый месяц
Основатель Zenden прокомментировал свое включение в реестр иноагентов
В Москве открылись круглосуточные ПВЗ маркетплейса «Магнит Маркет»
ФАС позволила ВТБ присоединить «Почта Банк»
Автодилеры предупредили о подорожании китайских машин на 10%
Аксаков рассказал, что будет с ключевой ставкой в этом году
«Магнит» анонсировал запуск франшизы
Аналитики назвали самые подорожавшие в Москве услуги