В рамках сотрудничества Национальной жандармерии Франции и МВД России Главное командование внутренних войск посетил генеральный директор Национальной жандармерии Франции генерал армии Ги Парэр, который заявил, что главная цель его пребывания в войсках правопорядка России — упрочить добрые отношения, которые уже сложились между правоохранительными структурами двух стран за время сотрудничества.
Визитная карточка
Генеральный директор Национальной жандармерии генерал армии Ги ПАРЭР родился в 1947 году. Военное образование получил в Сен-Сирской специальной военной школе в 1969 году. Имеет диплом высшей военной школы, являлся слушателем Института высших исследований Министерства обороны в 1997 году и Центра высших военных исследований в 1998 году. Звание генерала армии присвоено 6 декабря 2004 г. За время своей карьеры генерал армии Ги Парэр занимал ряд должностей, связанных с оперативным командованием. Он командовал жандармерией департамента Изер в 1989 г., марсельским округом жандармерии в 1998 г. и жандармерией региона Уэст в 2000 г. Проходил службу в должности начальника отдела офицерских кадров (1993 г.) Генерального управления жандармерии Парижа, затем был заместителем директора по персоналу в кадровом управлении (1996 г.) и заместителем директора по оперативной работе (2001 г.). В 2002 г. занял пост советника по безопасности в Кабинете министра внутренних дел Франции. 18 июля 2002 г. ему было присвоено звание генерал-майора Национальной жандармерии. 6 декабря 2004 г. генерал армии Ги Парэр назначен на должность генерального директора Национальной жандармерии. Ги Парэр - командор ордена Почетного легиона, офицер национального ордена "За заслуги». Женат, воспитывает двоих дочерей.
- Господин генерал армии, не могли бы вы немного рассказать читателям нашего журнала о Национальной жандармерии Франции?
- Национальная жандармерия - один из старейших силовых институтов во Франции. Она является наследницей так называемых "marechaussees" - конной стражи, вооруженной структуры, которая в течение многих веков исполняла на территории нашей страны полицейские функции. Эта стража состояла, как пишут в старинных источниках, "из людей военных, дисциплинированных, наделенных обязанностями контролировать и наблюдать за другими разрозненными и мародерствующими военными". В эпоху Ренессанса полномочия стражи существенно пополнились полицейскими функциями, которые исполнялись преимущественно в сельской местности.
В 1791 году конная стража была официально переименована в Национальную жандармерию. Принципы и структура задач, определенные два с лишним столетия назад, остаются, по сути, неизменными и сегодня. Указ от 20 мая 1903 года провозгласил, что жандармерия находится в одновременном распоряжении министра армии для выполнения военных задач, а также министерств внутренних дел и юстиции для выполнения правоохранительных функций.
Последняя территориально-командная реорганизация вступила в силу 1 июля 2005 года. На сегодняшний день структура командования жандармерии состоит из трех компонентов: Генерального управления, полков жандармерии и департаментских группировок жандармерии.
Жандармерия также включает в себя специализированные формирования: республиканскую гвардию, жандармерию на воздушном транспорте, морскую жандармерию. На территории Франции находятся 16 школ и учебных центров, которые обеспечивают подготовку личного состава.
- В этой связи уместно, я думаю, спросить вас о задачах, которые возложены на Национальную жандармерию Франции.
- Будучи силовой структурой, призванной обеспечивать общественную безопасность, жандармерия выполняет задачи по поддержанию общественного порядка, контролю за выполнением законов, а также участию в защите национальных интересов. Кроме этого она ведет и международную деятельность. Среди полицейских и судебных задач я бы выделил обеспечение общественной безопасности, оказание помощи населению в кризисных ситуациях, предупреждение преступности, борьбу с нарушениями безопасности дорожного движения, выполнение задач в суде.
Кроме того, Национальная жандармерия участвует в реализации оборонных задач. Их четыре, ив 1994 году они были определены в "Белой книге обороны". Первая - так называемая "сила сдерживания", то есть осуществление правительственного контроля за ядерным оружием и системами ядерного вооружения. Вторая - "сила предупреждения", то есть ведение внешней разведки. Третья - "защита".
Благодаря своему присутствию на всей территории страны, жандармерия осуществляет защиту отдельных граждан (соблюдение фундаментального права на неприкосновенность личности и частную собственность, свободное пользование политическими свободами и т.д.), государства (соблюдение принципа свободы и непрерывности исполнения государственных функций), а также обеспечивает безопасность на важных объектах и сетях, защиту институтов республики и пространств (обеспечение целостности национальной территории и европейского пространства безопасности). И четвертая - "разворачивание". В нее входит сопровождение вооруженных сил во время внешних военных операций, участие в гражданской и военной антикризисной деятельности за рубежом (миротворческие операции, восстановление миропорядка, участие в подразделениях восстановления общественной безопасности и поддержка правового государства, разворачивание передвижного европейского штаба).
- Вы упомянули о международной деятельности Национальной жандармерии Франции. Не могли бы вы подробнее рассказать об этом?
- Действуя в сотрудничестве со SCTIP (Служба международного технического сотрудничества между полициями), подразделение международного сотрудничества жандармерии (SDCI) участвует в деятельности французской дипломатии, в частности, посредством вовлечения в единую сеть представителей министерства внутренних дел за рубежом, состоящую из атташе полиции и их заместителей, а также полицейских или жандармов, находящихся при посольствах Франции более чем в 130 странах мира.
Есть еще одна, как вы выразились, сторона деятельности Национальной жандармерии Франции. Более тысячи военных жандармов задействованы в проведении международных операций, проходящих в основном под эгидой ООН (Гаити, Ливан, Кот Д'Ивуар), НАТО (Косово, Афганистан}, Европейского Союза (Босния), а также в гуманитарных операциях, как это было совсем недавно при ликвидации последствий цунами в Таиланде.
- Господин генерал, если я вас правильно понял, то Национальная жандармерия Франции является составной частью вооруженных сил и подчиняется министру обороны?
- Да, вы совершенно правы. Жандармерия решает задачи в интересах вооруженных сил, а также выполняет значительный объем полицейских и административных функций в интересах всего государства. Поэтому ее деятельность носит межминистерский характер и координируется также министерством внутренних дел и юстиции.
Общее руководство жандармерией осуществляет министр обороны, а негосударственное руководство возложено на главное управление во главе с генеральным директором, каковым я и являюсь. В моей компетенции определение принципов использования Национальной жандармерии, решение административных, организационных и технических вопросов, координация действий территориальных и мобильных частей.
- Вы достаточно подробно рассказали о национальной жандармерии. Давайте теперь обратимся к вашему сегодняшнему визиту в Российскую Федерацию. Что, на ваш взгляд, объединяет внутренние войска МВД России и Национальную жандармерию Франции?
- Национальная жандармерия Франции и внутренние войска России действительно имеют немало общих черт. Каждая из наших структур сталкивается в своей стране с похожими угрозами: преступностью, нарушениями общественного порядка, терроризмом. Мне кажется очень важным продолжать общение, обмениваться опытом и методиками борьбы с преступниками и террористами. Поэтому нашим силовым структурам, которые обличены, по сути дела, одними и теми же обязанностями, нужно активнее развивать взаимное сотрудничество.
- Каковы ваши впечатления от увиденного в учебном центре старейшего соединения внутренних войск МВД России?
- Наблюдая за маневрами, я получил полное представление о боевых возможностях Отдельной дивизии оперативного назначения, тех задачах, которые она выполняет, а также о методиках подготовки личного состава.
- Насколько они, по вашему мнению, отличаются от действий подразделений национальной жандармерии?
- Разница, конечно, есть, и она состоит прежде всего в тех боевых возможностях, которыми обладает дивизия. Под моим руководством нет подобных соединений.
- Почему?
- Дело в том, что такие вооруженные формирования, как ОДОН, находятся в структуре вооруженных сил Франции, а не жандармерии.
- Что вас, как руководителя правоохранительного ведомства, удивило? Есть какой-то элемент, который был показан в ходе занятий и который вы могли бы внедрить у себя?
- На моем месте лучше бы оказаться шефу генерального штаба сухопутных войск, чтобы точно ответить, что именно можно перенять, а что перенимать не надо. Это что касается показных занятий в учебном центре Отдельной дивизии оперативного назначения. Но в принципе, те методы подготовки личного состава, которые существуют во внутренних войсках, вполне могут применяться и в жандармерии.
Мы, например, посетили военный институт внутренних войск в Санкт-Петербурге. Еще рано говорить о каких-то реальных результатах этого визита, но те методики преподавания и подготовки личного состава в институте, которые мы там увидели, позволяют мне сделать вывод о наших точках соприкосновения. Считаю, что нам обязательно нужно продолжать наше сотрудничество и дальше.
- В прошлом году почти два месяца в Париже и в других городах Франции длились массовые беспорядки. Как вы думаете, возможно ли использование тех методов, которые были продемонстрированы вам в учебном центре внутренних войск МВД России, для предотвращения подобных беспорядков?
- Мы не можем употребить подобные средства для урегулирования кризисов, подобных прошлогоднему. Суть учений, которые мы увидели, в том, чтобы уничтожить противника, бандита. А в вопросах урегулирования прошлогодних беспорядков мы стремились прежде всего при наведении порядка сохранять жизнь граждан. Мы, конечно, не можем применить столь жесткую тактику.
Когда в Париже были беспорядки, встал вопрос об участии армии в их подавлении. Но наш президент сказал, что это внутреннее дело страны и эти вопросы должна решать полиция.
- Какую главную цель вы ставили, принимая приглашение приехать в Россию?
- Конечно, у моего визита есть конкретная практическая цель. В моей программе были встречи с представителями различных силовых структур России, вместе с которыми мы вырабатываем и будем вырабатывать методы и тактику действий в различных острых ситуациях.
В ходе визита мы вычленили несколько основных пунктов, по которым нам нужно развивать сотрудничество с внутренними войсками и другими российскими силовыми ведомствами. Мы будем вести обмен опытом по охране общественного порядка, также в наших планах совместный обмен группами спецназа, в том числе и горного, обмен информацией и специалистами по вопросам радиационной, химической и биологической защиты, а затем информацией и в области защиты государственных учреждений, потенциально опасных объектов и имущества. Так что поле для нашего сотрудничества открыто и не ограничивается только теми направлениями, о которых я сказал.
- Учитывая, что вы, господин генерал армии, впервые в Российской Федерации, не могу не спросить вас о впечатлениях от поездки в Санкт-Петербург, город, который в Европе называют Северной Пальмирой.
- То, что мы увидели в Санкт-Петербурге, безусловно, составляет только маленькую часть культурной жизни этого прекрасного города. Но мы исключительно высоко оценили показанные нам достопримечательности. Я принял решение обязательно вернуться в Санкт-Петербург, чтобы уже в качестве туриста полюбоваться красотами, как вы называете, северной столицы России.
Василий ПАНЧЕНКОВ