Что такое методика Монтессори?

Бизнес >> 14.09.2020

Методика Монтессори – это система раннего развития детей, названная в честь своего создателя, итальянского педагога Марии Монтессори. Была разработана ещё в начале XX века и до сих пор популярна. Специалисты фабрики Alatoys-market говорят, что интерес к данной методике не снижается, к ним поступает много заказов на изготовление игрушек Монтессори. Подробнее о сути метода расскажем в статье.

Философия Монтессори

Педагог выступала за естественное развитие и принятие природы ребенка. Подавление его спонтанных действий сравнивала с подавлением самой жизни в нём. Нельзя препятствовать свободе и любознательности, наоборот, нужно помочь действовать самостоятельно. Это основной принцип методики.

Монтессори была против парт, оценок, строгого контроля – всё это, по её мнению, «сковывает душу». Ребёнку нужно давать свободу, разрешать всё, если это, конечно, не противоречит интересам коллектива. Важно обеспечить процесс самовоспитания и самообучения. Принести воду для рисования, одеться, убрать игрушки – всё это ребёнок в монтессори-классе делает самостоятельно. Педагоги не вмешиваются в деятельность, только помогают, направляют, делают это осторожно, без давления и навязывания.

Монтессори-среда

Чтобы обеспечить естественность развития, для детей организуют специальную среду, состоящую из 5 зон:

  1. Практическая жизнь. Здесь располагают предметы для повседневных дел (тазик с водой, салфетки для уборки, метлу, посуду, шкафчик с одеждой), бизиборды с бытовыми элементами (замочками, выключателями, розетками). В этой зоне ребёнок учится ухаживать за собой и окружающей средой, удовлетворяет любопытство к «миру взрослых», тренирует социальные навыки.
  2. Сенсорная зона. Развитие зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Пространство оснащают разными геометрическими фигурами, «вкусовыми баночками», тактильными и цветовыми табличками, звоночками, музыкальными инструментами и т. д.
  3. Математика. Эту зону обустраивают с учётом сенсомоторных потребностей ребёнка, т.е. предлагают работу не с абстрактными математическими величинами, а с конкретным материалом. Здесь располагают пазлы, лабиринты, пирамидки-счёты, сортеры, счётные палочки, наборы цифр.
  4. Родной язык. Размещают всё необходимое для развития речи, обучения письму: подвижный алфавит, карточки с предметами, контуры букв, детские книжки.
  5. Пространство космического воспитания. Так Монтессори называла зону естествознания. Здесь должно быть всё для знакомства с окружающим миром: игровые и обучающие наборы на тему географии, биологии, истории, бизиборды-календари для изучения времени и т. д.

В таком пространстве ребёнок сам выбирает занятия и зону для игр. Благодаря этому развивается в собственном ритме, на основе своих желаний.

Игрушки Монтессори

Игрушки Монтессори должны быть «натуральными», преимущественно деревянными. Это природный, «живой» материал – можно почувствовать реальный вес и плотность изделия. На фабрике Alatoys https://alatoys-market.ru/categories/metodika-montessori большой выбор таких игрушек, предназначены они для детей от 1 года. Их особенность в том, что в процессе игры ребёнок способен сам понять свою ошибку. Например, собирая сортер, он обнаружит, что квадрат не помещается в круглую форму, а круг не входи в треугольную. Так, играя, кроха будет самостоятельно разбираться с формами, тренировать логику.

Дети, обучающиеся по этому методу, развиваются естественно. Они самостоятельны, умеют принимать решения, хорошо владеют навыками самообслуживания и, главное, сохраняют свою индивидуальность.