Центробанк намерен заняться выявлением недобросовестной рекламы по аналогии с ФАС

В ближайшее время заниматься оценкой добросовестности рекламы будет не только ФАС, но и Центробанк. До конца текущего года регулятор планирует заняться выявлением рекламы финансово-кредитных учреждений, нарушающей действующее в Российской Федерации законодательства, в рамках поведенческого надзора.

По словам представителя ЦБ, соглашение с антимонопольной службой об обмене информацией было заключено регулятором еще летом прошлого года. Кроме этого, специалисты Банка России разработали отдельный регламент, позволяющий ЦБ оперативно уведомлять ФАС о каждом выявленном случае недобросовестной рекламы, а также получать от службы ответы о принятых мерах.

Участники рынка отмечают, что налагаемые ФАС штрафы за недобросовестную рекламу практически не оказывают никакого влияния на деятельность банковских учреждений, поскольку их суммы для них слишком незначительные. По словам А. Гонтаренко из ХКФ-банка, размер штрафа за недостоверную рекламу для кредитных организаций на сегодняшний день составляет 300–800 тыс. рублей. При этом если банковское учреждение разместило такую рекламу, к примеру, на 50 билбордах, то антимонопольная служба считает это одним нарушением.

Если же мониторингом недобросовестной рекламы займется Центробанк, то это может оказаться гораздо эффективнее штрафных санкций. Гонтаренко подчеркнул, что с Центробанком коммерческие кредитные организации сегодня работают довольно плотно, поэтому для устранения допущенных нарушений будет достаточно простой рекомендации регулятора.

Штрафы за недобросовестную рекламу для МФО варьируются в пределах 100–500 тыс. рублей, однако в отличие от банков для их это серьезные суммы. Между тем ФАС их рекламой практически не занимается. Дело в том, что служба в основном работает по жалобам, а заемщики МФО крайне редко жалуются на рекламу своих кредиторов. Таким образом, недобросовестная реклама игроков рынка микрокредитования попросту выпадает из поля зрения антимонопольного регулятора. Если же за дело возьмется Центробанк, то ситуация кардинальным образом изменится, поскольку недобросовестную рекламу, как правило, размещают нелегальные игроки, которые определенно заинтересуют регулятора.