Банки начали использовать в отношении клиентов неофициальные черные списки

Услуги >> 05.05.2018

Весной текущего года в Российской Федерации был запущен механизм реабилитации включенных в черные списки Росфинмониторинга и Центробанка клиентов банковских учреждений. Между тем банковские учреждения, не желающие участвовать в процессе реабилитации, начали отказывать в обслуживании клиентам из черных списков, не ставя об этом в известность надзорные органы. Об этом пишут журналисты «Коммерсанта».
 
Источники издания на банковском рынке РФ утверждают, что на текущий момент доля полноценных отказов с уведомлением Росфинмониторинга в крупных банковских учреждениях страны составляет порядка 0,01% от их общего количества. Таким образом, клиентам, в обслуживании которым отказало сразу несколько кредитных организаций, приходится проходить процедуру реабилитации в каждой из них.
 
При этом банки не сообщают клиентам, являлся ли отказ в обслуживании официальным или нет. Таким образом, по сути, клиенты лишаются доступа к услугам банковских учреждений. Впрочем, ничто не мешает таким клиентам обжаловать действия банков в порядке гражданского судопроизводства.
 
В начале весны этого года Центробанк исключил из черного списка около 1,2 тыс. предпринимателей. Все они являлись клиентами государственной кредитной организации Сбербанк России. Для реабилитации им было предложено предоставить банку пакет соответствующих документов.
 
Центробанк, Росфинмониторинг и коммерческие банки начали обмениваться между собой черными списками летом прошлого года. Они делятся друг с другом информацией о клиентах, которым было отказано в предоставлении услуг из-за нарушения действующего «антиотмывочного» законодательства. Включенные в черные списки клиенты фактически утрачивают доступ к банковским услугам.