Небесные дороги майора Светлова

Начальник парашютно-десантной службы ростовского авиационного полка внутренних войск майор Сергей Светлов в детстве собирал модели самолётов, которые привозили ему родители из частых командировок в столицу. В то время миниатюрные копии летательных аппаратов были большой редкостью, поэтому для юного Серёжи его коллекция являлась предметом особой гордости. Уже тогда он верил, что когда-нибудь его руки коснутся настоящих крылатых машин...

Окончив школу и техникум, Сергей поступил в Аткарский учебный авиационный центр ДОСААФ, где готовили пилотов вертолётов Ми-2 для гражданской авиации. Казалось, что до осуществления мечты рукой подать: он уже самостоятельно поднимал в воздух винтокрылую машину, задумывался, в каком регионе можно найти работу по специальности, где ему будет интереснее летать - над южными горами или над восточной тайгой?

Но грянули «лихие девяностые», и профессия вертолётчика стала маловостребованной: новых машин нет, старые сыпались на глазах, доживая свой век, топлива кот наплакал.

- Обидно было, - вздыхает Сергей Петрович. - Мечтал служить Родине, летать в небе. А пришлось учиться выживать на земле.

Вернувшись в родной Ростов, начал зарабатывать на жизнь ремонтом автомашин. С техникой он дружил с малых лет, поэтому новое дело быстро пошло на лад. Благодаря завидному трудолюбию и целеустремлённости, Сергей через несколько лет открыл собственное малое предприятие по обслуживанию автомобилей.

Бизнес приносил стабильный доход. Светлов, что называется, крепко стоял на ногах. Но каждый раз, заслышав гул пролетающего самолёта или стрекотание вертушки, он запрокидывал голову, с тоской всматриваясь в небо.

И проглатывал подкатывающий к горлу ком, пряча обиду на самого себя, потому как считал, что изменил мечте, изменил самому себе...

Долго так продолжаться не могло. И однажды, решив в очередной раз круто поменять жизнь, молодой и успешный предприниматель поступил на факультет эксплуатации летательных аппаратов и двигателей Московского университета гражданской авиации. Это стало первым шагом на пути его возвращения в небо.

Прошло немного времени, и в квартире Сергея Петровича неожиданно раздался телефонный звонок из военкомата. Интересовались: в стране начала действовать федеральная программа переподготовки пилотов вертолётов, не желает ли офицер запаса Светлов...

- Я прокричал, что согласен, даже не дав человеку закончить фразу! - с улыбкой вспоминает Светлов. - И уже через месяц отправился в Торжок, чтобы там начать осваивать знаменитый Ми-26. Так спустя почти пятнадцать лет произошла моя вторая встреча с небом.

А потом судьба привела его и в ростовский авиаполк...

Стать военным лётчиком Светлову предложили товарищи-парашютисты, вместе с которыми он, ещё будучи бизнесменом, занимался в ростовском аэроклубе: пилоты местного авиаполка внутренних войск как раз проходили там сборы.

- Я тогда настолько был увлечён прыжками, что буквально болел высотой, - рассказывает Сергей Петрович. - А тут ребята на полном серьёзе зовут идти к ним служить. То есть летать, прыгать, да ещё и деньги за это получать!

Конечно, я согласился. Даже не спросил, сколько платить будут. Вопрос о зарплате меня совсем не волновал, лишь бы быть в небе.

Морозным январским утром 2007 года Сергей Светлов занял место правого лётчика в кабине самого большого и грузоподъёмного в мире транспортного вертолёта Ми-26. Для него начались служебные будни: плановые полёты, командировки, прыжки с парашютом...

- Служить я начал с удовольствием, аэродром стал для меня буквально вторым домом. А когда благодаря программе военной ипотеки купил собственную квартиру, - счастью моему не было предела! - улыбается офицер. - Спустя ещё какое-то время меня назначили на должность начальника парашютно-десантной подготовки и поисково-спасательной службы. Если говорить о спортивных прыжках с парашютом, то они дают массу ярких и острых ощущений, но требуют от человека предельной собранности и концентрации внимания. Одной лишь смелости здесь мало. Успех каждого прыжка, особенно группового, закладывается на земле из основательной теоретической подготовки, скрупулёзных расчётов, длительных тренировок.

- У нас в части, - продолжает Светлов, - много энтузиастов парашютного спорта. В региональном командовании есть и коллектив профессиональных спортсменов-парашютистов.

Второе не менее важное направление служебной деятельности майора Светлова - обучение лётчиков навыкам выживания на незнакомой и труднодоступной местности. Уметь воспользоваться парашютом, чтобы покинуть терпящее бедствие воздушное судно, - это, как говорится, ещё половина дела. А вот выжить после приземления, продержаться, используя лишь подручные средства, в глухой тайге или неприступных горах несколько суток, пока тебя не найдут поисковоспасательные экипажи, - это задача посложнее.

И товарищи по службе, и командиры отзываются о Сергее Светлове как о профессионале с большой буквы. На вопрос о дальнейших жизненных планах офицер отвечает, не задумываясь:

- Служить, пока здоровья хватит. Путь к крыльям у меня был долгим и непростым. Поэтому теперь хочется как можно дольше заниматься любимым делом, оставаться полезным и нужным Родине и авиации.

Игорь СОФРОНОВ, Олеся ЧИПАК