Одно небо на всех

3 марта исполняется 30 лет авиации внутренних войск МВД России. Об истории ее создания и сегодняшнем дне нашим читателям рассказывает заместитель главнокомандующего Внутренними войсками МВД России по авиации генерал-лейтенант Юрий ПЫЛЬНЕВ

Визитная карточка

Пыльнев Юрий Владимирович родился 4 января 1952 г. в Тамбовской области. Окончил Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков, Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, Военную академию Генерального штаба ВС РФ. Служил в Дальней авиации командиром корабля, отряда, эскадрильи, авиационного полка, авиационной дивизии, на других должностях. До назначения на нынешнюю должность был заместителем командующего воздушной армии. Награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР» II и III степени. Имеет почетное звание «Заслуженный военный летчик РФ».

- Юрий Владимирович, расскажите об основных вехах становления авиации Внутренних войск МВД России.

- К концу 1970-х годов значительно возросли объем и интенсивность выполнения Внутренними войсками служебно-боевых задач. Достаточно сказать, что в это время на Дальнем Востоке на большом пространстве шло строительство Байкало-Амурской магистрали, возводились многочисленные объекты инфраструктуры, включая мосты, тоннели, плотины и т.д. Все это потребовало от войск выполнения новых, значительных по объему и сложности задач по охране строящихся объектов. Поэтому уже в январе 1978 года постановлением Совета Министров СССР во Внутренних войсках были созданы авиационные подразделения. Точкой отсчета стало 3 марта 1978 года, когда в Хабаровске приказом министра внутренних дел СССР была сформирована отдельная авиационная эскадрилья. Наши первые авиаподразделения дислоцировались в Хабаровске, Тынде, Чите, Нижнеангарске и были укомплектованы транспортно-десантными вертолетами Ми-8Т, переданными нам из Минобороны СССР.

Вскоре аналогичные авиационные воинские части и подразделения были созданы в Ленинграде, Сыктывкаре, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и других городах страны, а авиационная техника стала поступать к нам непосредственно от предприятий промышленности. В то время экипажи вертолетов решали широкий круг задач по доставке войсковых нарядов к местам несения службы, по охране важных грузов в труднодоступных районах, вели воздушное патрулирование путей сообщения, трубопроводов и даже участвовали в розыске бежавших осужденных.

1980-е годы предъявили Внутренним войскам и нашей авиации совершенно новые требования. Возникли задачи, требующие решений в условиях чрезвычайных обстоятельств. Войска участвовали в ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Армении, в локализации межнациональных конфликтов в Нагорном Карабахе, Фергане, Сумгаите. Соответственно расширилась и география применения авиации Внутренних войск. Для оперативного решения подобных задач потребовалось перебрасывать на большие расстояния в различные регионы СССР значительное количество сил и средств. Первоначально для этого использовались военно-транспортные самолеты Ил-76 Минобороны СССР. Однако ведомственная разобщенность приводила к неоправданным затратам времени на прохождение заявок и различные согласования. Терялось главное - фактор оперативности. Поэтому решением министра внутренних дел СССР, поддержанным правительством страны, в 1989-1990 годы во Внутренние войска были поставлены новые тяжелые самолеты Ил-76, вертолеты Ми-26 и сформированы отдельные авиационные эскадрильи особого назначения.

Новый этап в деятельности нашей авиации связан с известными событиями в Чеченской Республике, когда пришлось широко применять войсковую авиацию для противодействия незаконным вооруженным формированиям. Мы и сегодня используем возможности авиации в борьбе с бандитами в этом регионе.

Участие в контртеррористических операциях потребовало высокой мобильности и оперативности Внутренних войск. Соответственно изменилось организационное построение авиации, корректировке подверглись программы подготовки личного состава, комплектование авиачастей техникой, значительно расширилась материальная база.

Сегодня круг задач авиации Внутренних войск четко определен положениями федерального закона Российской Федерации «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

- Насколько сегодня изменилась специфика возложенных на авиацию внутренних войск задач по сравнению с предыдущими десятилетиями?

 - Сегодня в состав авиации Внутренних войск МВД России входят авиационные полки и отдельные авиационные эскадрильи, способные успешно решать все поставленные им задачи во всех регионах Российской Федерации. Мы эксплуатируем 6 типов самолетов (Ил-76, Ту-154, Ту-134, Ан-72, Ан-26, Ан-12) и 3 типа вертолетов (Ми-26, Ми-24 и Ми-8).

Авиация войск перевозит личный состав, вооружение, боевую и специальную технику, другие материальные средства, осуществляет боевое обеспечение внутренних войск и органов внутренних дел при выполнении задач по борьбе с организованной преступностью, в условиях вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и в других чрезвычайных обстоятельствах.

Наши экипажи регулярно перебрасывают оперативно-следственные группы при проведении поисковых мероприятий и при задержании опасных преступников, ведут воздушную разведку при ликвидации массовых противоправных действий, выполняют срочные вылеты при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях для спасения людей и государственного имущества, патрулируют и обследуют автомобильные дороги, нефте - и газопроводы в целях исключения аварий техногенного характера. Авиация войск активно задействуется в комплексных профилактических мероприятиях «Путина», «Мак» и др., проводимых органами внутренних дел.

 - С какими результатами авиаторы Внутренних войск встречают свой юбилей? Кого из военнослужащих и воинских коллективов вы отметите в числе лучших?

- В 2007 году не было допущено авиационных и чрезвычайных происшествий, чему в немалой степени способствовали и высокий профессионализм, и по-настоящему боевой настрой наших авиаторов. Наши экипажи выполнили более 31 тысячи полетов с общим налетом более 18 тысяч часов, перевезли около 36 тысяч военнослужащих внутренних войск и сотрудников органов внутренних дел, 3,5 тысячи тонн грузов различного назначения. Налет на укомплектованный экипаж вырос по сравнению с прошлым годом на 12 процентов и составил 123 часа.

Целенаправленно и слаженно работали коллективы авиационных воинских частей под командованием полковника Л. Паталахи, подполковника С. Сливко, полковника А. Господа и начальников авиации региональных командований Внутренних войск полковников М. Макарова, В. Малышева, Ю. Лебедева.

В авиации войск сохраняется традиция преемственности поколений. По примеру своих отцов в наши воинские части пришли сыновья полковников Макарова, Паталахи, подполковников Толобанюка и Бирюкова, майора Шобанова и многих других.

 - Юрий Владимирович, не могли бы вы рассказать о том, насколько эффективно авиация Внутренних войск используется в ходе контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе?

- На Внутренние войска МВД России возложен основной комплекс задач по противодействию терроризму, поддержанию общественного порядка и общественной безопасности на Северном Кавказе. В составе Объединенной группировки войск (сил) наша авиация перевозит личный состав, материальные средства, ведет воздушную разведку, в том числе и ночью, используя так называемые тепловизоры, осуществляет десантирование подразделений специального назначения в нужных районах, в том числе и в горах, эвакуирует раненых и заболевших военнослужащих, при необходимости наносит огневое поражение бандгруппам из имеющегося штатного вооружения вертолетов.

Несмотря на сложную обстановку в регионе, авиация Внутренних войск отработала без чрезвычайных происшествий. В ходе выполнения служебно-боевых задач на Северном Кавказе выполнено более 3 тысяч полетов, перевезено более 280 тонн грузов. Наиболее организованно подготовились и выполняли задачи в Северо-Кавказском регионе экипажи авиационной группировки, возглавляемые полковниками М. Макаровым, В. Безбородовым, В. Рухадзе.

- Безусловно, летчики Внутренних войск выполняют полетные задания на Северном Кавказе зачастую в трудных условиях, нередко с риском для жизни. Можете ли вы привести наиболее яркие примеры по-настоящему профессиональных, мужественных действий экипажей?

- Вся 30-летняя история авиации Внутренних войск богата такими примерами. 11 августа 1999 года при посадке на площадку в районе дагестанского села Ботлих вертолет Ми-8 подвергся внезапному массированному обстрелу. Командир экипажа майор Андрей Орлов и летчик-штурман майор Андрей Анощенков, не считаясь с опасностью, приняли все меры к спасению пассажиров, проявив исключительное мужество и самоотверженность. От полученных ожогов оба летчика погибли. Указом Президента Российской Федерации им посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Приказом МВД России они навечно зачислены в списки своей воинской части.

Профессионализм проявляется не только в боевых условиях, но и в повседневной жизни. Не так давно мы провели уникальную операцию по транспортировке на внешней подвеске вертолета Ми-26 однотипного летательного аппарата на авиаремонтный завод в Ростове-на-Дону. Эту сложнейшую задачу успешно выполнил экипаж в составе командира полковника Юрия Акимова, помощника командира подполковника Виктора Ольховского, бортового оператора подполковника Виктора Шляхова, штурмана майора Юрия Кривощлыкова, бортового техника майора Сергея Зубрицкого и бортового механика старшего прапорщика Аркадия Прохоренко.

- Юрий Владимирович, есть ли в авиации Внутренних войск проблемы с укомплектованностью личным составом, и в первую очередь авиационными специалистами? Как решаются вопросы переучивания и повышения квалификации летного состава и специалистов наземных служб?

- Авиация Внутренних войск МВД России укомплектована грамотным, профессионально подготовленным личным составом в пределах норм, установленных руководящими документами. Это позволяет своевременно и с высоким качеством выполнять все поставленные перед нами задачи. К нам приходят летчики, окончившие высшие учебные заведения Минобороны РФ, из авиационных подразделений других министерств и ведомств. Уровень профессиональной подготовки наши офицеры повышают в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина и в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского. Переучивание летного состава осуществляется в специализированных центрах Минобороны РФ в Торжке и в Иваново.

Особое внимание мы уделяем подготовке летного состава для присвоения им квалификационной категории. Обычно подготовка летчика от выпуска из училища до достижения им уровня второго класса длится 3-4 года, а до уровня первого класса - еще 1-1,5 года. Сегодня мы имеем возможность целенаправленно готовить летчиков от выпускника летного училища до уровня 1 класса за 4-6 лет.

Наземные специалисты, как правило, проходят переучивание на основе специальных программ на базе своих авиационных частей. Отдельные категории должностных лиц, скажем, руководители полетов, руководители зоны посадки, специалисты связи и радиотехнического обеспечения, проходят подготовку в соответствующих центрах Минобороны РФ.

- Как в войсках организована работа по обеспечению безопасности полетов, обучению летчиков способам выживания? Проводятся ли занятия по этим вопросам?

- Вся авиационная деятельность во Внутренних войсках организована и осуществляется в строгом соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми в государственной авиации. Во всех наших авиачастях мы ведем плановую профилактическую работу по предотвращению авиационных происшествий, периодически тщательно анализируем состояние аварийности, безопасности полетов и эффективность профилактической работы. Регулярно весь личный состав участвует в специальных занятиях. Ежегодно организовывается учебно-методический сбор со специалистами службы безопасности полетов. Кроме того, на сборах руководящего состава авиации Внутренних войск обязательно проводим практическую конференцию по безопасности полетов. Для оперативного выявления опасных факторов инспектируем авиационные воинские части, совмещая функции надзора, обучения и оказания помощи. По вопросам обеспечения безопасности полетов авиация Внутренних войск МВД России тесно взаимодействует с авиацией Вооруженных сил РФ, а также авиацией других федеральных органов исполнительной власти.

Что касается обучения выживаемости летчиков (а практика показала, что этим надо заниматься), то в каждой авиачасти два раза в год - летом и зимой - проводятся практические занятия с летным составом. Занятия проводят начальники поисково-спасательных и парашютно-десантных служб и специалисты Спеццентра по выживанию летного состава авиации Внутренних войск. На занятиях отрабатываются приземление или приводнение с парашютом, постройка временных укрытий из подручных материалов, использование средств связи и сигнализации, а также изучаются правила маскировки на местности.

- Юрий Владимирович, как решаются социальные вопросы военнослужащих авиационных воинских частей и подразделений?

 - Проблемы социальной защиты наших военнослужащих и их семей, а также членов семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга, постоянно находятся в сфере внимания главнокомандующего Внутренними войсками, военного совета войск, командиров воинских частей на местах. Пример такой работы - организация летнего отдыха детей военнослужащих на льготных условиях, в том числе и за границей.

В пределах выделенного финансирования во внутренних войсках активно строится жилье, которое распределяется в том числе и авиаторам войск на общих основаниях.

- Каков, на ваш взгляд, завтрашний день авиации Внутренних войск?

- Перспективы развития авиации лежат в плоскости обновления парка авиационной техники, развития и совершенствования авиационной инфраструктуры, укрепления учебной материальной базы. Если сохранятся тенденции последних лет с финансированием, то ситуация коренным образом будет улучшаться. Во главе угла стоят задачи обеспечения безопасности полетов и поддержания необходимого уровня исправности авиационной техники. Главное, что нам удалось, - это сохранить то лучшее, что есть в авиации, - офицерские кадры. Именно это высокопрофессиональное ядро станет основой для подготовки последующих поколений авиаторов внутренних войск МВД России, привития им гордости за свою профессию, воспитания на лучших традициях наших воинских коллективов.

В. Панченков, "Красная звезда"