Человека в погонах защитит закон

На вопросы «Красной звезды» отвечает председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор ОЗЕРОВ

 

«Одним из ключевых вопросов военного строительства остается формирование действенной системы социальной защиты военнослужащих и их семей.

 

Следует четко реализовать все наши решения по переходу со следующего года на накопительно-ипотечный механизм решения жилищной проблемы военнослужащих. И больше внимания уделить совершенствованию системы военного образования, реформе высших военных учебных заведений.

 

Нужно ясно понимать, что все эти шаги служат главной цели: укреплению кадрового состава? повышению престижа военной службы, а значит - повышению боеготовности наших Вооруженных Сил». Президент РФ Владимир ПУТИН

 

- Виктор Алексеевич, расскажите, по каким направлениям работает сегодня возглавляемый вами комитет по совершенствованию сложившейся системы социальной зашиты военнослужащих?

 

- Первое направление - это проблема индексирования военнослужащим денежного довольствия, военным пенсионерам - пенсий. Дело в том, что, приравняв офицеров по должностям и званиям к госслужащим, правительство обязалось ежегодно индексировать денежные выплаты, но, к сожалению, пока это обязательство не исполняется в полном объеме. Например, прошлогоднее повышение денежного довольствия военнослужащим на 11 процентов, по версии Кабинета министров, - это компенсация за инфляцию уже 2004 года. Мы с этим не согласны. Инфляция в этом году, конечно, будет больше, и поэтому довольствие необходимо проиндексировать в необходимом объеме.

 

Второе направление - жилье. Конечно, проблемы с его получением были и раньше, это знают все, кто прошел военную службу. Я, например, первый свой ордер получил, когда был председателем Думы в Хабаровске, а до этого жил или в служебном, или в снимаемом жилье. Но в прежние времена зарплата офицера позволяла спокойно осуществлять поднаем квартиры. Сегодня это сделать гораздо сложнее. В решении этой проблемы важны все три составляющие - это и выделение средств из федерального бюджета, и продолжение реализации программы государственных жилищных сертификатов, и выделение служебного жилья, без которого мы не сможем обеспечить выпускников жильем при прохождении службы.

 

Третье направление - защита системы военно-медицинских учреждений, медицинского обеспечения военнослужащих в целом. Нас очень волновало то, что не так давно планировалась передача военно-медицинских учреждений в подчинение Минздрава России. При этом очевидно было, что такая передача вряд ли приведет к повышению качества медицинского обеспечения людей в погонах, а сложившаяся годами и эффективно работающая система нарушится. Комитет активно подключился к отстаиванию прежней схемы работы медицинских учреждений силовых ведомств. Та волна, которая нами была поднята, привела к тому, что пока реализация этого проекта приостановлена.

 

И еще одно важное направление нашей работы, которое я хотел бы отметить, - это реформа пенсионного обеспечения военнослужащих. У правительства есть свое видение этого вопроса, но мы стоим на том, чтобы «пенсион» остался в том виде, в котором существует сегодня.

 

Я перечислил основные направления, по которым работает наш комитет. Хотя проблем, которые вызывают у нас серьезную озабоченность и решению которых мы уделяем самое пристальное внимание, безусловно, больше. Это и вопросы, связанные с административным арестом (здесь мы нашли поддержку у министра обороны), и вопросы материальной ответственности военнослужащих, и вопросы заключения курсантами контракта на прохождение военной службы, и многое другое.

 

- В последнее время Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности проводит много выездных заседаний. С чем это связано?

 

- Наша цель - не выставление оценок воинским частям, не проверка, их боеготовности, а прежде всего сбор дополнительных фактов, аргументов, оценок, впечатлений и знаний, которые потом члены комитета могли бы использовать в своей работе при принятии или доработке законов, проходящих через Совет Федерации, использовать эти аргументы во взаимоотношениях с правительством и даже с Президентом страны. Такой стиль работы способствует более объективному подходу в работе по законодательному обеспечению деятельности военной организации, обороны страны и безопасности государства.

 

На осенней сессии мы планируем выслушать тех, к кому мы направляли наши обращения и рекомендации, и выяснить, какие из наших обращений реализуются, какие - нет и почему. С этой точки зрения осенняя сессия будет насыщенной и интересной.

 

- Существующая программа «Государственные жилищные сертификаты» подвергается острой критике на всех уровнях. Парламентарии как-то занимаются этой проблемой? Есть ли у этой программы будущее?

 

- Эта федеральная целевая программа была утверждена в 1998 году. Предполагалось, что за 5 последующих лет о бесквартирье уволенные военнослужащие забудут. Сегодня уже ясно, что сказались недостатки в правовом регулировании мероприятий по обеспечению жильем военнослужащих с использованием ГЖС. Кроме того, явно обозначились и серьезные недостатки финансового и организационного плана. Поэтому программа подверглась существенной корректировке в 2002 году, но некоторые недостатки до сих пор не устранены. Сегодня мы можем говорить о том, что программа предназначена решить жилищные проблемы увольняемых военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 года. Основная задача - наладить финансирование так, чтобы стоимость сертификата была в рамках 80 — 100 процентов от реальной стоимости жилья и чтобы денег на эту программу выделялось больше. Тогда эффект от ее реализации будет действительно ощутим теми, кто защищал и защищает Отечество.

 

Также отмечу, что мы будем рекомендовать Правительству РФ проработать вопрос о приведении средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья для расчетов размеров безвозмездной субсидии, выделяемой военнослужащим федеральными органами исполнительной власти, к его реальной средней рыночной стоимости в конкретном населенном пункте, где будут реализовываться указанные субсидии.

 

- Не так давно Президент Российской Федерации объявил о новой схеме решения жилищного вопроса для военнослужащих. В чем ее особенности?

 

- В Министерстве обороны не так давно состоялось совещание по вопросам обеспечения жильем военнослужащих, в котором принял участие Президент РФ Владимир Путин. Глава государства убежден, что необходимо формировать иную модель предоставления жилья, чем та, которая имеется на сегодняшний день. Сейчас в правительстве разрабатывается проект закона «О накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем военнослужащих». Согласно ему новая система может вступить в действие лишь с 2008 года и будет касаться только тех военнослужащих, которые заключат контракты, начиная с января 2005 года. Система позволит накапливать бюджетные ассигнования, достаточные для приобретения квартиры общей площадью 54 квадратных метра за 20 лет военной службы. Свое жилье молодой офицер сможет получить уже через 3 года, а потом на протяжении ряда лет будет погашать кредит. При этом по истечении этих самых 20 лет квартира переходит в собственность военнослужащего.

 

Конечно, это новое слово в решении квартирного вопроса для военных, однако и здесь есть ряд «подводных камней». Например, в программе пока не учитываются служебное положение военнослужащего и состав его семьи. Кроме этого, возможность приобретения жилья в собственность с помощью ипотечного кредита может привести к трудностям перемещения военнослужащих из гарнизона в гарнизон. При этом стимулирование спроса на жилье может привести к тому, что темпы роста цен будут превышать темпы инфляции. Словом, есть масса вопросов. Поэтому, на мой взгляд, новая концепция жилищной политики государства в отношении военнослужащих требует тщательной проработки, правовой регламентации, определения достаточных и конкретных источников финансирования.

 

- В последнее время в газету особенно часто обращаются военнослужащие, проходящие службу в Чеченской Республике. Их интересует, законно ли удерживаются налоги с так называемых чеченских выплат?

 

- Здесь проблема, безусловно, есть. Но согласно Налоговому законодательству Российской Федерации налогообложению подлежат все выплаты, кроме тех, которые определены в ст. 217 Налогового кодекса РФ. Напомню, что имеется в виду оплата стоимости и (или) выдача полагающегося, говоря юридическим языком, натурального довольствия, то есть продовольственного пайка, выплата денежных средств взамен этого довольствия и возвращение командировочных расходов. К сожалению, в статье не нашли своего отражения средства, получаемые в качестве вознаграждения за участие в выполнении каких-либо боевых задач. Так что пока надо смириться с положениями действующего законодательства.