Наш ансамбль - не музей

В январе 2015 года исполнилось 30 лет, как генерал-майор внутренней службы Виктор Елисеев руководит Академическим ансамблем песни и пляски внутренних войск МВД России.

Вместе с ним коллектив прошёл огромный путь от ведомственного «бэнда» до команды с мировым именем. Он стал настоящим символом России. Сегодня ансамбль находится на гребне своей популярности: артисты в погонах - желанные гости любого телешоу, за их плечами выступления на Зимних Олимпийских играх в Сочи, а клип на песню «Get lucky» набрал 10 миллионов просмотров и признан самым популярным роликом в Интернете за 2014 год. «Щит и меч» напросился к Виктору Петровичу на репетицию, чтобы увидеть жизнь артистов изнутри, а также задать ему «оригинальный» журналистский вопрос: «Как им это, собственно, удалось?».

Культурный центр МВД России находится в центре Москвы на улице Лубянке. Открыв тяжёлую дверь, тут же окунаемся в хаотичный гул духовых инструментов. После тщательной проверки документов проходим в вестибюль, стеллажи вдоль стен плотно заставлены наградами ансамбля.

Приехавшие артисты на ходу обмениваются рукопожатиями, вешают одежду в гардероб и поднимаются по мраморной лестнице наверх. До начала репетиции остаётся несколько минут.

На втором этаже уже разогревается балетная труппа. Танцоры, растягиваясь в шпагате и выворачивая стопы, непринуждённо общаются друг с другом. Отвлекаются лишь для того, чтобы попросить спешащих на репетицию хоровиков прикрыть за собой дверь. Как и все танцовщики, они боятся сквозняков. Балетный класс находится в открытом холле, стены между лестницей и залом нет. Здание старое: когда делали ремонт, на кирпичах видели клеймо «Его Величество императорского двора. 1904 год». В особняке выступал Ленин, работал Дзержинский. Сейф, которым Феликс Эдмундович пользовался, до сих пор в целости и сохранности - крепко вмурован в стену.

- Итак, все готовы? - спрашивает невысокая женщина. По её идеальной осанке и гладкой причёске сразу становится понятно, кто здесь хореограф. Она хлопает в ладоши, и разминка начинается. Её спокойное «раз и, два и » за аккомпанементом почти не слышно.

Репетиция длится почти два часа. Сначала артисты занимаются классическим станком, затем отрабатывают танцы и трюки. Почти каждый вечер - концерт. За год набирается около 280 выступлений. Гастрольный график расписан на 12 месяцев вперёд. В поездках танцовщики занимаются прямо в гостиничных номерах.

- Наши ребята - большие труженики, настоящие профессионалы, - рассказывает нам другой хореограф Марина Папаева. Мы застаём её врасплох.

В ансамбле она со дня основания, уже 42 года. Это её жизнь. Считает что здесь безумно интересно. Танцуют всё: и классику, и народный, и эстрадный танцы, трюки сложнейшие делают. Такого больше нигде нет.

Приходит заместитель руководителя ансамбля полковник внутренней службы Игорь Шустиков. Он работает в коллективе больше 20 лет и является правой рукой Виктора Елисеева.

- Марина, а почему люди не в одной форме? - спрашивает Игорь Григорьевич после того, как поздоровался с нами.

Её ответ скрывается в звуках музыки - дверь в репетиционный зал хорового и оркестрового класса вновь открылась. За доли секунды офицер успевает решить несколько организационных вопросов. По всему чувствуется, что дисциплина и порядок - полностью на нём. Хотя залог успеха руководителя он видит в другом.

- Нужно любить и уважать труд людей, только и всего, - говорит Игорь Григорьевич. - Правила, конечно же, есть, корпоративная этика, как и у всех.

Здесь прекрасно знают, чем живут артисты вне стен Культурного центра. У кого какие трудности. Например, в день нашего приезда ребят из общежития в пять утра подняли по тревоге. Они тут же отзвонились руководству. Если травмируется кто-то, помогают с операцией, реабилитацией. Никого не бросают.

- Ну что, давайте хор посмотрим, а потом я вам студию покажу, - предлагает Шустиков, - это сердце нашего коллектива. Оттуда отличный вид на Москву в хорошую погоду, разумеется.

В хоровой зал мы заглядываем, когда репетиция уже в самом разгаре. На сцене - шестьдесят солистов, среди которых есть и знакомые лица - блондин Артём Мельников и брюнет Алексей Дмитриев из ролика «Get lucky», колоритные гаишники из новогоднего поздравления «Happy». Вокалисты разного возраста и разной комплекции, но чувствуется, что они - единое целое. У многих за плечами консерватория и опыт работы в оперных театрах. За роялем - хормейстер и солист - статный мужчина. Он с пылом доказывает что-то про «заголовки», которые «в песне главные».

- Ты не нервничай, Витя. Мы с этим обязательно разберёмся, - успокаивает его главный хормейстер ансамбля Людмила Богомолова.

- Это великий человек, - представляет её Шустиков. - Работает в ансамбле больше 20 лет, по праву в своём деле считается лучшей в стране. До работы у нас она записывала музыку на Мосфильме!

- Буйный ветер в лицо бьёт. Со головки цветы рвёт, - запевает солист Виктор Громов.

- Ой, люшеньки, люли-и, люли-и, со головки цветы рвёт, - подхватывают с турбинной мощностью богатыри хора.

- Ребят, опять лишние ноты. Давайте сначала.

Это русская народная песня «Ах, Настасья». Но в репертуаре ансамбля есть и оперные, и эстрадные произведения, артисты исполняют даже рок-музыку. Чего только стоит их забойное исполнение «Smoke on the water» на балалайках!

Следующая на очереди - студия звукозаписи, расположенная на пятом этаже особняка. До революции в здании была обсерватория, и под крышей стоял телескоп. Подняться в студию можно только на лифте - музыкальном, разумеется. Оркестр начинает играть, как только закрываются двери.

- Наша запись, - не без гордости поясняет руководитель студии Иван Гурковский.

Работа над компакт-диском ансамбля идёт полным ходом. Сегодня пишутся духовые. Отрывки из «Очи чёрные» играют по несколько раз.

- У нас лучшая студия в Москве. И совершенно уникальная: расположена в центре города, да ещё и на последнем этаже. Так что шума здесь было предостаточно, - поясняет Гурковский. - Чтобы сделать звукоизоляцию, мы полностью меняли перекрытия, залили аж сорок тонн бетона, стены посадили на специальную «подушку» и сделали «плавающие» полы.

Спускаемся на лифте вниз, но уже под другую музыку, на встречу с Виктором Елисеевым в его кабинете. Между репетициями худрук ансамбля может уделить нам несколько минут. С самого начала общения чувствуешь, что людьми он управляет не только мановением дирижёрской палочки. В нём есть очень добрая и тёплая харизма. Интересуемся, как удаётся организовать такой большой коллектив?

- Очень просто. Говорю им: «В 16 часов собираемся в репетиционном зале» - и всё, - от души смеётся генерал, а потом вполне серьёзно поясняет: - Нас объединяет общая цель - творчество. Никаких дополнительных усилий не требуется. И наши артисты с удовольствием идут на работу. Это дорогого стоит.

На вопрос, был ли в его жизни момент, когда понял, что занимается действительно своим делом, наш собеседник без пафоса, совершенно искренне отвечает:

- А я, если честно, до сих пор не понимаю этого, иначе застыл бы, наверное, а ансамбль превратился в музей. У меня на концертах до сих пор мурашки по коже, волнуюсь перед каждым выходом на сцену.

После роликов «Get lucky» и «Happy», флешмоба в метро и ГУМе ансамбль узнают абсолютно все. Не можем не спросить, что это было: грамотный пиар-ход, и вы таким образом хотели завоевать аудиторию?

- Не совсем. Кавер-версии хитов ансамбль исполнял всегда, но мы исполняли их лишь на концертах. «Get lucky» записали специально, чтобы поднять имидж полиции. Мы хотели заставить людей посмотреть на сотрудников другими глазами.

Пытаемся разузнать особенности «кухни» этой работы. Мол, наверняка, договаривались с руководством метрополитена, например, чтобы задержать поезда, когда готовили флешмоб ко Дню полиции?

- Конечно, нет. Мы просто высчитали, что к вечеру перерывы между поездами становятся больше и уложились в это время. Кстати на станции Парк Культура хорошая акустика, нам очень понравилось, как мы там звучали. Что касается зрителя, то, безусловно, после успеха в Интернете на наши концерты пошла молодёжь. Они хотят слышать «Get lucky», но мы ведь и «Священную войну» поём, и «Калинку».

При этом мэтр пообещал, что у роликов и флешмобов обязательно будет продолжение.

 

Елена КАЗНАЧЕЕВА

 

НАША СПРАВКА:

Ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД СССР был основан 3 июля 1973 года в Москве на базе 36 дивизии внутренних войск МВД СССР приказом министра внутренних дел СССР Н.А. Щёлокова. Много лет назад существовал ансамбль песни и пляски НКВД СССР. Для него ставили программы режиссёры Сергей Юткевич и Рубен Симонов. Хором в нём руководил всемирно известный Александр Свешников. Танцевальным цехом - Асаф Мессерер. Театральную труппу возглавлял корифей Московского Художественного театра Михаил Тарханов, художественным руководителем коллектива был брат знаменитого композитора - Зиновий Дунаевский. Музыку для ансамбля сочинял, в числе прочих композиторов, Дмитрий Шостакович.