Воинские части непосредственного подчинения Отдельная дивизия оперативного назначения Восточное региональное командование Сибирское региональное командование Уральское региональное командование Северо-Западное региональное командование Приволжское региональное командование Северо-Кавказское региональное командование Центральное региональное командование


О знамени ВВ МВД РФ

Главная тема
Весь журнал внутренних войск МВД России
«На боевом посту» и в электронной версии


Адрес ГКВВ МВД России: 111250, Москва, ул. Красноказарменная, 9а
Телефоны горячей линии:
(495) 668-06-92 - по вопросам
организации
благотворительных акций
(495) 361-80-05, 361-84-09 - по
социально-правовым вопросам
Новости
Поиск по сайту:

Архив новостей

Январь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Назад | Вперёд


Главное
командование

Региональные
командования


История
 
Умный в гору… пойдёт, или Ловушка для банды Занкашиева

Когда речь заходит о борьбе с бандформированиями в горах, в рассуждениях многих, в том числе и военных, так и сквозит некоторая безнадёжность, пессимизм. Произносят риторическое: "Попробуй достать врага в горах..." Но ведь пробовали. И доставали...

Опыт чеченских кампаний подтверждает, что война в горах — дело весьма сложное, незнакомое для многих, дело, к которому подходить надо очень ответственно.

История знает немало побед русского оружия над врагом именно в горах. Кого оставит равнодушным беспримерный переход А.В. Суворова через Альпы и разгром там французов? А в 1945 году уже советские войска совершили переход через Высокие Татры, чем немало удивили как немецких генералов, так и союзников.

Некоторые скептики сразу скажут: там был внешний враг, там боевые действия велись на чужой территории. Добавят еще, что генералиссимус Александр Суворов — явление уникальное, а в Великую Отечественную Европу освобождала от фашизма "несокрушимая и легендарная"...

Но есть и в истории наших внутренних войск славные страницы, есть люди-легенды, боевые походы которых сейчас, через призму лет, видятся не только героическими подвигами, но и грамотными военными операциями, на опыте которых многому можно поучиться.

Один из таких людей-легенд - Владимир Тимофеевич Огрызко. А рассказать мы хотим о сравнительно небольшом эпизоде его боевой биографии, о событиях 1944 года, которые, думается, будут интересны для нынешних командиров и солдат, кому довелось выполнять служебно-боевые задачи на Северном Кавказе.

 

***

К лету 1944 года вокруг Нальчика складывалась сложная обстановка. Несмотря на то, что линия фронта была далеко от Северного Кавказа, враг не оставлял надежды на использование пятой колонны и всячески способствовал её активизации в горах Кавказа. Только за июль и август 1944 года войсками и органами НКВД в окрестностях Нальчика было задержано свыше 80 диверсантов, агентов абвера из числа местного населения, подготовленных в дивизии «Бранденбург-800".

B Центральном музее внутренних войск МВД России представлен интересный экспонат — 50-мм немецкий пехотный миномет 1944 года выпуска, изъятый внутренними войсками в ходе специальной операции в Чечне в... 1995 году. Именно это вооружение абвер сбрасывал с самолетов в 1944 году в лагеря и на базы диверсантов в горных районах Северного Кавказа. Линия советско-германского фронта проходила уже по Украине, любое другое оружие, доставленное на Кавказ с полей боев, имело бы более раннюю дату выпуска. Новенькие же стволы доставлялись в горы целевым назначением. Выходит, что оружие агрессора, доставленное на советскую территорию, стреляло по нашим солдатам спустя полвека. Но вернемся непосредственно к операции, проведенной внутренними войсками в те далекие годы.

В то время, благодаря умелой радиоигре, практически вся забрасываемая агентура приземлялась на площадки, заранее блокированные бойцами дивизии им. Ф.Э. Дзержинского. Наибольшую тревогу у руководства НКВД вызывала банда Занкашиева. В январе 1944 года она насчитывала около 300 человек, к лету в ней осталось не более 180 бандитов.

В 1943 году именно это бандформирование устроило засаду в горах против стрелковой дивизии Красной Армии, которая выдвигалась в исходный район для проведения операции по освобождению Нальчика. Напоровшись на засаду, дивизия потеряла управление, понесла потери в личном составе и, оставив все обозы, артиллерию, вынуждена была вернуться в Грузию. Об этом стало известно руководству ГКО. Нарком внутренних дел Л.Берия потребовал покончить с бандой Занкашиева в кратчайшие сроки. Нелегкую задачу должна была решить ОМСДОН им. Ф.Э. Дзержинского. Это прославленное соединение уже имело значительный опыт выполнения служебно-боевых задач на Северном Кавказе, в Крыму.

Командир дивизии генерал-майор И.И. Пияшев чётко понимал, что гонять полки по горам — дело пустое, бесперспективное. Было известно, что банда Занкашиева находится в верхней части Баксанского ущелья, периодически напоминая о себе угонами скота, грабежами местных жителей, актами террора по отношению к представителям власти, милиционерам и тому подобными преступными деяниями. Кроме того, имея осведомителей из числа местных жителей, главарь стал весьма осторожен из-за присутствия в Нальчике значительного количества войск НКВД. Внутри банды ситуация тоже была неоднозначная — решением Правительства СССР в случае сдачи бандитов их семьям уже не грозила высылка. А эта мера в отношении родственников и пособников бандитов в годы войны применялась довольно часто.

В банде остались в основном дезертиры или те, кому ни при каких условиях уже бы не было пощады за совершенные ими преступления.

Оценив обстановку, генерал Пияшев пришел к выводу, что банда, находящаяся высоко в горах, имеет значительные преимущества: бандиты знают местность, прекрасно ориентируются днём и ночью, хорошо владеют оружием. Но главное, что осознавал комдив, — это бесперспективность наступления войск снизу в горы, по ущелью, на подготовленную оборону противника. От артиллерии в этом случае польза была бы невелика. Потери войск будут большими, а вероятность успеха ничтожна.

Не один день офицеры штаба ломали голову над замыслом. Решение было принято весьма оригинальное — избрать для уничтожения бандитов их же тактику. Ведь известно: в горах тот хозяин положения, кто находится выше. Значит, нужен обходящий отряд, способный зайти банде в тыл со стороны Эльбруса и выбить её вниз по Баксанскому ущелью. Замысел с виду прост, но как осуществить его на практике? Ведь в ОМСДОНе никогда не было горно-стрелковых подразделений, бойцы призваны из тех мест, где горы видели лишь в кино да на картинках.

Решено было создать сводный отряд из лучших спортсменов 1-го и 2-го мотострелковых полков, лыжников и легкоатлетов. Для действий в горах необходимы выносливость, способность переносить недостаток кислорода, перепады температуры, колоссальные физические нагрузки.

При выборе командира отряда остановились, причём практически единогласно, на командире 1-го батальона 1-го мотострелкового полка капитане Владимире Огрызко. Двадцатичетырехлетний офицер, ростом почти под два метра, был одним из лучших бегунов и гимнастов. При этом его отличали рассудительность и хладнокровие, решительность и способность к действиям в самой сложной обстановке. Потому и авторитет среди бойцов и командиров был высок.

Офицеров и солдат капитан Огрызко подбирал лично. Подготовка продолжалась две недели: переходы и марш-броски, огневая и тактическая подготовка. Артиллеристы занимались с расчётами 50-мм ротных минометов.

Через две недели капитану Огрызко ставится боевая задача: совершить марш и выйти в тыл банде Занкашиева. В качестве проводника выступал 80-летний осетин, старшим оперативным начальником назначили капитана госбезопасности.

Чтобы бандиты ничего не заподозрили, отряд совершил большой обход с выходом на территорию Северной Осетии. В одном из горных селений проводник настоял на замене обуви — с помощью старейшин села весь отряд переобулся в так называемые чирики. Это было очень правильное решение – теперь солдаты не скользили по каменным россыпям и ледникам.

 

***

… Отряд всё выше поднимался в горы. Несмотря на август, становилось всё холоднее, начало сказываться кислородное голодание, кружилась голова, оружие и амуниция, казалось, прибавили в весе. Но несли лишь самое необходимое: оружие, боеприпасы, паёк на несколько суток, шинель.

Спокойствие величественных гор было обманчивым. Внезапно обстреляли дозор. Старший дозора, командир взвода связи, заметив бандитов, поддался искушению и стал их преследовать с тремя бойцами. Впереди ждала засада. Лейтенант и один из солдат погибли. Бандиты умело выбирали позиции, ведя огонь, сами были неуязвимы для огня стрелкового оружия. Выручили 50-мм минометы. Имея весьма крутую траекторию полета снаряда, они оказались очень эффективны в горах. Несколько минометных залпов достигли цели.

  Однако главные испытания были ещё впереди. Дошли до ледника Дыхтау. Высота 4500 метров. В шинелях становилось холодно, они покрываюсь изморозью. Сверкающий снег слепил глаза. Специального горного снаряжения не было, а впереди ждал склон длиною в километр. В отряде был фотограф, который сделал снимки, ставшие теперь уникальными. Когда об этом переходе рассказали специалистам Московского городского туристического клуба, те были немало удивлены. Солдаты, по меркам спортсменов-туристов, просто дилетанты, совершили сложнейший высокогорный переход без травм, обморожений, увечий.

Владимир Тимофеевич Огрызко вспоминает, как их проводник слепил снежный ком и толкнул его вниз. Потом, подобрав полы бурки, собрал их на груди, сел на снежный наст, сказал командиру: "Встретимся внизу" — и помчался в бездну...

Капитан Огрызко наблюдал за смелым осетином в бинокль. Вот тот остановился, поднялся, повернулся лицом к склону и махнул рукой.

Маневр проводника повторил командир отряда, верный принципу "Делай, как я!". Дальше всё пошло как по нотам — возбуждённые головокружительным катанием со снежной кручи бойцы отряхивались, хлопали друг друга по плечам. Настроение поднялось, теперь все искренне верили в удачу. Лишь бы банда оказалась на месте. Склоны Баксанского ущелья, чем дальше вниз спускался отряд, становились все круче.

Было ясно, что ущелье, являвшееся для банды укрытием снизу, теперь, когда обходящий отряд вышел бандитам в тыл, стало для противника западнёй.

Используя преимущество в высоте, бойцы внутренних войск без труда заставляли бандитов оставлять позиции. Вот уже обойдён их лагерь — на кострах готовится пища, оставлены вещи, пасётся скот. Отдав необходимые команды, капитан Огрызко организовал преследование противника, не давая ему возможности закрепиться. Впервые удалось выйти по радио на связь с полком. 1-й и 2-й полки приготовились к бою на выходе из ущелья, где во всеоружии ждали появления банды.

А дальше было всё известно. Получилась своего рода облава на волков. Отряд капитана Огрызко — в загоне, 1-й и 2-й полки — на номерах. За эту специальную операцию Владимир Тимофеевич Огрызко был награжден орденом Красного Знамени.

Вот и попробуй применить к такому командиру поговорку "Умный в гору не пойдет"…

 

Павел СМИРНОВ

 

 
    E-mail: info@vvmvd.ru
  Социальная справочная служба. Горячие линии региональных командований:
Северо-Кавказское
(863) 246-91-17
Северо-Западное
(812) 312-68-48
Приволжское
(831) 465-69-89
Восточное
(4212) 31-29-98
Уральское
(343) 211-98-28
Сибирское
(383) 220-06-60